Сергиевка и Собственная дача

Мы много раз бывали в Сергиевке, но только в этом году "открыли" Собственную дачу и Троицкий храм.

Сергиевка — ансамбль загородного дворца и парка. Располагается между Петергофом и Ораниенбаумом по старой Петергофской дороге, соединявшей в XVIII в. столицу с пригородными резиденциями. В начале XVIII в. мыза Сергиевка (по фамилии первых владельцев) принадлежала А. И. Румянцеву, сподвижнику Петра I, от которого перешла к его сыну, знаменитому фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому, с 1822 г. — владение Нарышкиных.

Император Николай I  приобрел "Нарышкинскую дачу" для своей дочери Марии Николаевны. В 1839 г. она вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, отец которого — принц Евгений Богарнэ, пасынок Наполеона Бонапарта — был вице-королем Италии.


Еще при Нарышкиных в Сергиевке был создан парк с прудами и тенистыми аллеями. Император Николай I поручил архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру (1802—1865) проектирование и строительство дворца, осуществленное в 1839—1842 гг., одновременно с возведением дворца Марии Николаевны в Петербурге.

Дворец в Сергиевке поставлен на перепаде высот между верхним и нижним парками, откуда открывается вид на Финский залив.

 Двухэтажное здание стилизовано под помпейские виллы римских патрициев. Средняя часть фасада, обращенного в парк, заглублена и фланкирована двумя боковыми ризалитами, которые заканчиваются миниатюрными "храмиками" — портиками, заставляющими вспомнить и древнегреческую архитектуру. Эффектная раскраска "под Элладу", треугольные фронтоны с акротериями, вазоны по углам здания, цветники с перголами придавали усадьбе элегический вид. Интерьеры также были оформлены в "помпеянском" стиле.



В первом этаже архитектор запланировал атриум с бассейном и фонтаном. Среди зарисовок, сделанных Штакеншнейдером в процессе проектирования, есть рисунок Афинского Акрополя и Вальгаллы.. Мебель для дворца "в греческом стиле" (с росписью по мотивам древнегреческой вазописи) выполняли в мастерских Гамбса (см. гамбсова мебель).


Читатели журнала «Санкт-Петербургский университет» уже знакомы с по-настоящему захватывающими историями успешного поиска, атрибуции и реконструкции скульптур, которые в былые времена украшали дворец герцога Лейхтенбергского, но на протяжении долгих лет считались навсегда исчезнувшими и были неизвестны широкому кругу любителей искусства. Благодаря энтузиазму профессора Осипова, а также искусствоведов и реставраторов музеев Петербурга, эти удивительные находки вновь заняли достойное место в российской и мировой культуре. Так, например, бронзовая статуя «Венера, снимающая сандалию» работы скульптора Ивана Петровича Витали теперь украшает парадный зал во дворце Сергиевки. В день открытия конференции «Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы» состоялось торжественная презентация еще одной находки ученого — мраморной статуи Немезиды, созданной в 1846 году и некогда украшавшей южный фасад дворца герцога Лейхтенбергского. После Великой Отечественной войны удалось найти только обожженную взрывом голову статуи — остальные части считались пропавшими. И лишь несколько лет назад при проведении работ по благоустройству в усадьбе Сергиевка были обнаружены остальные фрагменты, которые удалось атрибутировать как составляющие статуи Немезиды! Это открытие не могло оставить равнодушными реставраторов Государственного Русского музея, с которыми Дмитрий Осипов давно сотрудничает. Решено было восстановить статую на безвозмездной основе, и теперь она заняла свое место в одном зале с бронзовой Венерой


Вид из дворца на террасы и берег Физского залива


Помимо дворца Штакеншнейдер создал церковь Св. Екатерины, Гофмейстерский и Кухонный корпуса (1843—1846), другие постройки.


Во время войны 1941—1945 гг. дворцово-парковый ансамбль Сергиевки, как и другие загородные дворцы, был разрушен. В 1965 г. удалось восстановить главный корпус, но росписи и декоративная лепка полностью утрачены (сравн. Бабигон; Ореанда).

Собственная дача

С 1727 г. на пустовавшем в петровские времена месте в 3 км к западу от Большого Петергофского дворца князь Алексей Долгоруков начинает строить свою приморскую усадьбу с каменным двухэтажным домом. После смерти Петра II князя Долгорукова отправили в ссылку, а имение конфисковали

Некоторое время имением с недостроенным дворцом владел видный общественный деятель и проповедник того времени новогородский архиерей Феофан Прокопович. В 1741 г., после его смерти дача была пожалована цесаревне Елизавете Петровне. С вошествием на престол Елизавета развернула на даче большое строительство. На ней возводились новые постройки, в том числе к западу от дворца возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача.

После смерти Елизаветы Петровны дача пустовала, многие обветшалые постройки были снесены.


В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, будущему Александру II, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844 - 1850 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера старый дом был перестроен в миниатюрный дворец в стиле французского рококо.


Он получил третий, мансардный этаж, фасады были декорированы с соответствующими этому стилю изяществом и роскошью. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном

Внутреннее убранство создавалось при участии профессора А.П.Брюллова.

На первом этаже был вестибюль, весь обшитый резным буком. На первом этаже находились  также камердинерская, уборная Александра II, его кабинет, столовая, жёлтая и голубая комнаты. Кабинет чрезвычайно напоминал кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце: полы наборного паркета, двери чёрного и других ценных пород деревьев с великолепными инкрустациями, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкафчики и этажерки Буль. На стенах - картины работы Ванлоо и Ватто.
На верхний этаж вела великолепная лестница с перилами резного бука, похожая на центральную лестницу Большого Петергофского дворца. Комнаты этого этажа не менее замечательны: библиотека, кабинет Марии Александровны, гостиная, спальня, ванная и камер-юнгферская. В гостиной портреты Павла I и его семейства кисти Т.А.Нефа. В спальной находилась роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное, вырезанное из слоновой кости изображение Божьей Матери.
Тут же помещалась витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, императрице Елизавете. Ванную комнату с мраморным бассейном украшала большая стенная фреска "Триумф Галатеи"". Но в этом здании умерла старшая дочь Александра Николаевича и Марии Александровны-Александра.


Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. Штакеншнейдер выбрал для дворца стиль Людовика XV (неорококо),напоминавший о золтом веке дворянства. Отделка стен,мебель,картины,фарфоровые сервизы и статуэтки-все было выполнено вэтом стиле.особенно хорош был чайный севрский сервиз сизображением фавориток французских королей.Дворец воспринимался, по выражению А.Ф.Тютчевой «как драгоценная безделушка роскоши и изящества".

Парк, несколько скорректированный Штакеншнейдером, в целом сохранил планировку XVIII в. В регулярном садике к югу от дворца установили вазы, а позже, в 1872 г. - мраморные статуи, изображающие немецких музыкантов в костюмах середины XVIII века.

В 1860 г. к западу от дворца была построена каменная Троицкая церковь в стиле барокко с одним многогранным куполом.

Снаружи были перестроены плотины и мосты, частично перепланирован парк, сооружены дома для придворных и садовников, караулка на Собственном проспекте. В регулярном садике к югу от дворца установили вазы, а позже, в 1872 г. - мраморные статуи, изображающие немецких музыкантов в костюмах середины XVIII века. 

Перед северным морским фасадом соорудили склон с террасами и широкой лестницей, которая двумя маршами спускается к большому прямоугольному пруду с откосными берегами.
Перед нижним прудом разбили цветники и устроили фонтаны.
 Регулярность центральной части совмещена с пейзажным оформлением остальной части парка. Оврагу, по которому бежит ручей, была как бы сохранена естественная нетронутость. Это впечатление достигалось живописной фактурной обработкой крутых обрывистых склонов и набросом валунов. Мосты, сооруженные по стронам дворца, привнесли в композицию ансамбля неповторимые черты.
Во дворце Александр Николаевич провел свой медовый месяц.

Во время Великой Отечественной войны дворец, церковь и другие постройки жестоко пострадали от обстрелов.
Дворец был восстановлен в 1955 - 1960 годах с реставрацией фасадов и приспособлением под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института архитектором И.Н. Бенуа. Утраченные мосты заменены временными, утилитарными.
Сейчас опять идет реставрация

Троицка церковь
Эта чудесная церковь – храм Пресвятой Троицы или Свято-Троицкий храм был построен в 1858 - 1860 годах

Старые фотографии

С 1918 года он перестал существовать и использовался как зал ожидания Бытового музея, разместившегося в Собственной даче.


 В послевоенные годы здание храма было законсервировано и стало разрушаться. Только в 2005 году храм был передан РПЦ и приписан к храму Сергия Радонежского в Старом Петергофе.
В 2005  году только храм передали верующим, появился спонсор, но уже 3 года как у спонсора закончились деньги, и закончилась реставрация.
Богослужение проводится только в праздовании Троицы, но храм открыт и служители с удовольствием показввают целый талмуд описаний и фотографий храма, собранных ими и заинтересованными посетителями.

Ссылки
Старые фото и открытки
Царские дворцы
Прогулка по Старому Петергофу - много информации, в том числе о  Максимилиане Иосиф-Наполеоне, герцоге Лейхтенбергском

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Галина Савицкая